ИсторииКагул

Пункты вместо оценок и забытый проездной. Жизнь вдали от родины  молдавского юноши Анатолия Запорожану

Молдавская трудовая эмиграция давно изменилась: если раньше уезжали отцы или матери и присылали заработанное детям, то последние 5-6 лет родители забирают детей с собой в новые страны. Также случилось и с семнадцатилетним Анатолием Запорожану, которому пришлось сменить школу, язык, культуру и друзей, чтобы быть рядом с семьей. TUK выслушал его историю.

Детство в Молдове

Анатолий родился и вырос в уютном селе Манта Кагульского района. «Вся семья была дома. Мы часто навещали бабушку, легко было выйти на улицу поиграть с друзьями. На праздники собирались с родными. Сейчас это невозможно», — вспоминает герой, который более пяти лет живет в Бельгии.

Первым в 2015 году уехал отец Анатолия. Мальчик тогда был во втором классе. Спустя два года, оставив Анатолия с братом у бабушки, за отцом уехала и мама герояУ бабушки ему было очень хорошо, она стала для него самым близким человеком — и родителями, и другом. 

Переезд в Бельгию и особенности системы образования

Родители Анатолия решили не возвращаться домой в Молдову. «Они всегда нам говорили, что в Бельгии больше возможностей чем в Молдове. И когда в 2019 году они решили забрать меня с братом к себе, первая реакция была радостной», — делится Анатолий.
Но потом ему пришлось столкнуться с трудностями адаптации в новой среде. Он никого не знал и не знал языка. Но со временем язык выучил и привык. В школу родители устроили Анатолия очень легко, но  бельгийское образование в корне отличается от молдавского.


С одной стороны, по словам молодого человека,  программа не сильно отличается от молдавской, однако в конце года ему придется сдать 13 экзаменов, а сама учеба длиться до пяти вечера, потом спортзал и никакого личного времени. «Несмотря на то, что я уже в 11 классе и столько лет общаюсь со своими одноклассниками, я отличаюсь от них, так как здесь другие вещи в тренде. Другие мысли, другой стиль и образ жизни. Я остался при своем, и друзья у меня, в основном, наши, молдаване», — признался Анатолий.

Сейчас молодой человек учится в классе с бухгалтерским уклоном .



Забытый проездной и языковой вопрос

В школу наш герой добирается на метро. Однажды онзабыл абонемент на проезд дома и попался инспекторам. Сначала они сказали, что выпишут штраф на 150 евро за забывчивость. Потом они внесли Анатолия в базу данных и обнаружили, что у него просроченный на несколько дней проездной. Штраф казался неминуем. Но… в конце концов, они простили его на первый раз и отпустили  домой.«Для сравнения — на 150 евро я могу питаться в школьной столовой в течение двух месяцев, если, конечно, правильно распоряжаться деньгами», — улыбнувшись, отметил герой.

Отвечая на вопрос, на каком языке он чаще говорит в Бельгии, Анатолий даже сначала затруднился определить этот язык: в школе он учит сразу три языка — французский, английский и голландский, на них он может общаться, а дома говорит на румынском, французском и иногда на русском, который знает мама Анатолия.




Неопределенность и надежда

Молодой человек отметил, что многие его родные и знакомые думают что жить за границей лучше, чем на родине. «Но это не так. Да, мы все устроились. Сама работает на рецепции в отеле, а папа занимается машиностроением, кузовными работами или автомеханикой, как и на родине. В Бельгии у нас возможностей больше, чем дома. Но мы не дома. И я весь год с нетерпением жду, когда мы поедем домой в Молдову, там мои друзья, там бабушка с дедушкой. Там мне дышится легко, тут никогда я себя не почувствую, как дома», — поделился чувствами герой.

Пока он не решил,  куда поступать после школы, возможно, вернется в Молдову. Анатолий хотел бы этого больше всего, хотя и считает, что экономическая ситуация в стране не позволяет людям жить, а лишь выживать. «Но если мне пришлось бы выбирать между оставаться здесь и вернуться домой, я бы вернулся без колебаний», — заключил Анатолий.

Back to top button