В период чрезвычайного положения, несколько работников медицинской системы выразили свое недовольство условиями, в которых им приходится работать во время пандемии, опубликовав в социальных сетях фотоснимки или видео медицинского снаряжения, с которым работают. Эти люди считаются осведомителями по неподкупности, поскольку они оповещают об определенных беспорядках в учреждениях, в которых работают. Эксперты в области борьбы с коррупцией призывают работников учреждений или организаций раскрывать незаконные практики и нарушения, которые представляют угрозу или наносят ущерб их деятельности и нарушают права других людей.
В середине апреля 2020 года, в разгар пандемии коронавируса, медицинский работник из столицы Евгений Чеботарь опубликовал в социальных сетях видео, в котором рассказал о плохом качестве защитного снаряжения работников Национального центра скорой медицинской помощи (НЦСМП). Он пожаловался на плохое качество защитных масок, очков и перчаток. «Маски сшиты из хлопка и не обеспечивают достаточной защиты. Нам посоветовали надевать по две маски, если они тонкие (…) Эти маски никак не подходят для выезда по вызовам к пациентам с подозрением на COVID-19», — говорил Евгений Чеботарь в видеозаписи. Хотя молодой человек удалил этот пост через несколько часов после опубликования (по его утверждениям, он сделал это из-за угроз увольнением), он уточнил, что этот поступок придал смелости коллегам из системы здравоохранения быть более настойчивыми и отстаивать свои трудовые права. После оповещения о беспорядках, проблема обеспечения защитным снаряжением в НЦСМП была решена.
Другие медработники также оповестили о беспорядках и нарушениях в системе в контексте пандемии. Рената Забелински, сотрудница Республиканской психиатрической клинической больницы, пожаловалась в социальных сетях на то, что Министерство здравоохранения оставила на произвол судьбы как медработников, так и пациентов этого медицинского учреждения. Чиприан Герасим, врач-оториноларинголог, который раньше работал в Институте неотложной медицинской помощи, сообщил в посте, опубликованном в Facebook, что одноразовые интубационные трубки дезинфицируют, а затем снова используют. Однако вскоре директор Института неотложной медицинской помощи Михаил Чокану опроверг эту информацию.
Разоблачения осведомителей по неподкупности представляют общественный интерес
Этих медработников можно считать осведомителями по неподкупности, так как они раскрывают практики, представляющие для них, их коллег и пациентов угрозу заражения COVID-19 из-за некачественного снаряжения. По мнению эксперта Центра анализа и предупреждения коррупции (ЦАПК) Лилии Ионицэ, любое раскрытие незаконных практик и нарушений в учреждениях/организациях является важным: «Информация, раскрытая осведомителями по неподкупности, способствует выявлению и предотвращению нарушений, которые могут представлять угрозу или наносить ущерб общественным интересам. Сигналы работников медицинской системы во время пандемического кризиса очень важны, ибо эти разоблачения касаются общей заинтересованности всех граждан в наличии надежной системы здравоохранения, способной справиться с любыми критическими ситуациями». Эксперт призывает и других работников оповещать о незаконных практиках и нарушениях, напоминая, что Закон об осведомителях по неподкупности запрещает любые формы расправы или мести в отношении осведомителей по неподкупности. «В наших общих интересах побуждать работников, в том числе сотрудников медицинской системы, раскрывать беззакония, особенно в этот критический период. Только таким образом власти, а также гражданское общество, партнеры по развитию смогут реагировать на сигналы предоставлением надлежащего оборудования, снаряжения и экспертизы для обеспечения защиты персонала медицинской системы. Игнорирование проблем и их сокрытие под давлением может слишком дорого нам обойтись. Вот почему нужно поддерживать давление на власти для того, чтобы они оперативно принимали эффективные меры по решению проблем, раскрываемых осведомителями, и гарантировали им адекватную защиту», — говорит Лилия Ионицэ.
Запрещаются любые формы расправы или месть в отношении осведомителей по неподкупности
Закон об осведомителях по неподкупности вступил в силу в 2018 году. Согласно этому закону, осведомителями по неподкупности могут быть работники или бывшие работники (в течение последнего года) государственного или частного учреждения, которые добросовестно оповещают о различных незаконных практиках или нарушениях. Также, осведомителями по неподкупности могут считаться и лица, которые в течение последних 12 месяцев являются или являлись стажерами либо волонтерами в отношении работодателя. Осведомители по неподкупности могут оповещать о коррупционных проявлениях, о нарушениях, касающихся основных прав и свобод человека, национальной безопасности, а также о других нарушениях, действиях или бездействии, которые представляют угрозу или наносят ущерб общественным интересам. Они могут раскрывать названные незаконные практики несколькими способами: посредством сообщения в письменной форме работодателю или обращения в Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК). Помимо этого, они могут осуществлять разоблачения посредством прессы или социальных сетей, как это сделал Евгений Чеботарь.
Хотя закон побуждает потенциальных осведомителей по неподкупности раскрывать незаконные практики, гарантируя им защиту, они не спешат это делать. Начальник Службы по связям с общественностью НЦБК Анжела Старински заявила, что за последние два года зарегистрировано очень мало таких обращений. «В 2018 году поступило три оповещения по неподкупности, но после рассмотрения они не подтвердились. В прошлом году зарегистрировано только одно оповещение, а за четыре месяца текущего года – ни одно».
Согласно закону, Офис народного адвоката является учреждением, которое может посредничать в урегулировании предполагаемого конфликта между осведомителем по неподкупности и работодателем, а в некоторых случаях может потребовать предоставления защиты осведомителю по неподкупности.
Нарушены твои права и основные свободы? Позвони на «Зеленую линию» по номеру 080080030 (бесплатный звонок со стационарного или мобильного телефона), и мы поможем тебе стать услышанным и направим в компетентные государственные учреждения.
Лилия Захария
Ассоциация независимой прессы (API)