133 годовщину со дня гибели болгарского военного деятеля Олимпия Панова отметили в Тараклии возложением цветов и рециталом гимназистов. Участник 12-и сражений, отличился в битвах при Стара Загоре и на Шипке, за что награждён Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 4-й степени. На суде, на котором Панова приговорили к расстрелу, он держался мужественно, называя себя не предателем, а патриотом Болгарии. По требованию военного министра 22 февраля 1887 года Панов был расстрелян.
Олимпий Панов — бессарабский болгарин, уроженец Тараклии. Его предки эмигрировали в Российскую империю, спасаясь от турецкого ига. Панов закончил Болградскую гимназию “Св. Кирилл и Мефодий” и продолжил образование в Бухаресте, где окончил Техническое дорожно-мостовое училище.
В Бухаресте он познакомился с деятелями болгарского национально-освободительного движения Василом Левским, Любеном Каравеловым, Ангел Кынчевым и воеводой Панайотом Хитовым. В 1872—1874 гг. Панов — член и секретарь Болгарского революционного центрального комитета в Бухаресте.
В 1876 году стал заместителем председателя Болгарского центрального благотворительного общества (БЦБО) и участвовал в наборе болгарских добровольцев для участия в Сербско-турецкой войне (сам также был добровольцем). Когда Россия объявила войну Турции, Панов, будучи председателем БЦБО, подписал «Воззвание к болгарскому народу» и сам вступил в ряды ополченцев. «Болгары! Все мы должны подняться как один, чтобы встретить наших освободителей и всеми силами содействовать русской армии. Русские идут нам на помощь бескорыстно, как братья, чтобы сделать для нас то, что они сделали для освобождения греков, румын, сербов» — говорилось в воззвании.
«Это был великий человек, который отдал свою жизнь за будущее своего народа и за то, чтобы у нас с вами было настоящее», — выступил у памятника Олимпию Панову примар города Тараклия Вячеслав Лупов.
«Это самая трагичная дата в истории болгарского народа. В этот день мы потеряли одного из самых достойных сынов», — подчеркивает консул Болгарии в Тараклии Ангел Маринков.
В начале Русско-турецкой войны 1877—1878 Панов поступил в 1-ю роту Болгарского ополчения. Отличился в битвах при Стара-Загоре и на Шипке, за что награждён Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) 4-й степени.
В 1878 году Панов был произведён в прапорщики. С июля 1878 г. — командир 2-й полубатареи в Планинской батарее. Панов окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Санкт-Петербурге. С 1883 года служил в 12-й батарее, с 1884 года — адъютант начальника артиллерии Болгарской армии, затем командир 5-й батареи в 1-м артиллерийском полку. После объединения княжеской Болгарии и Восточной Румелии в 1885 году русские офицеры, занимавшие командные посты в Болгарской армии, по требованию Александра III, покинули страну. А капитан Олимпий Панов стал начальником артиллерии.
Во время Сербско-болгарской войны 1885 года он руководил успешной перегруппировкой сил немногочисленной Болгарской армии, а затем командовал войсками, одержавшими победу в сражении при Сливнице, которая решила исход войны. За Сливницкое дело Панов получил орден «За храбрость» и был произведён в майоры.
В 1887 году Панов принял участие в восстании офицеров-русофилов в Русе. Майор Атанас Узунов, майор Олимпий Панов, руководитель народного ополчения Тома Кырджиев возглавили так называемый «Русенский бунт» против председателя Народного Собрания (впоследствии — регента и министра-президента) Стефана Стамболова, управлявшего княжеством с помощью грубых авторитарных методов.
И Панов, и Кырджиев, и Узунов были участниками боёв за Шипку, Плевну и Стара Загору. Однако, силы мятежников и правительства слишком неравны, бунтовщики были арестованы и преданы военно-полевому суду.
«Поспешите с осуждением, утверждайте приговор и немедленно приводите в исполнение. Если промедлите, русофилам придут на помощь. Осужденные должны быть расстреляны завтра же», — требовала телеграмма военного министра.
На суде Панов держался мужественно, называя себя не предателем, а патриотом Болгарии. Рано утром 22 февраля приговор привели в исполнение. Очевидец трагедии писал: «Твёрдо и непоколебимо, с гордо поднятой головой глядя в лицо смерти, Олимпий Панов спокойно отдал свой последний офицерский приказ: «Огонь, пли!». Раздался залп, он упал. Он погиб как герой».