В Молдове практически у каждого пятого человека нет медицинского полиса. Из всех незастрахованных граждан 17,3% населения не могут купить страховку из-за того, что она слишком дорогая, а более 26% считают, что она им не нужна, потому что в любом случае придется платить врачу за его услуги. Эти данные представило Нацбюро статистики в исследовании «Доступ населения к услугам здравоохранения» за 2022 год. TUK обсудил проблему коррупции в медицине с главой Центра анализа и предотвращения коррупции (CAPC) Галиной Бостан и узнал, почему полис не избавил Молдову от взяточничества, и что может в этом помочь.
Как коррупция влияет на уровень медицины в Молдове?
Она влияет напрямую. Но помимо коррупции, значительное влияние оказывают администрирующие и компетентные органы, такие как Национальная медицинская страховая компания (CNAM). Например, мы уже почти двадцать лет оплачиваем медицинскую страховку, а это большие деньги, достаточные для того, чтобы, по крайней мере, решить некоторые проблемы в медицинской отрасли.
Разве медполисы не решают никаких проблем?
В действительности они нам ничего не дали. Деньги от страхования могут выделять на хорошие ремонты в больницах, но они идут на дешевенькие ремонтики, которые абсолютно не подходят для предоставления услуг больным. Кроме того, качественных лекарств тоже недостаточно, учитывая те суммы, которые мы платим за полис. Другая проблема в том, что эти деньги даже не доходят до врачей — у них мизерная зарплата по сравнению с зарплатой управляющих в CNAM.
Вы сказали про лекарства. С ними что не так?
Их закупают по очень дешевым ценам, соответственно их качество ужасное. А нам лекарства продают по бешеным ценам, при этом иногда препараты в Молдове дороже, даже чем в Европе. Что принимать их, что нет — одно и то же. Некоторые врачи рассказывали, что теряли пациентов после сложных операций именно из-за низкого качества закупленных антибиотиков.
Получается медполис не избавил Молдову от коррупции?
Для граждан полис — это дырка от бублика, потому что зачастую они обращаются в частные клиники, когда им нужна помощь. Ведь если они работают, у них нет времени просиживать в поликлиниках и бегать по этажам. К сожалению, сейчас нельзя быть уверенным в качестве работы врачей и даже в результатах анализов. Скорая помощь действительно работает оперативно, однако если дело касается диагностики и излечения болезней, то ситуация плачевней. О чем говорить, если чиновники и сами врачи едут лечиться за границу? Но неизвестно, за какие деньги они это делают, если эти данные никто не публикует. В то время как в соцсетях часто можно часто увидеть родителей, которые собирают деньги на лечение своих детей, и это при том, что за полисы работающие люди платят очень много, но не получают ничего взамен.
Куда в итоге идут наши деньги?
Они расходуются под предлогом покупки “очень дорогих” лекарств низкого качества и выполнения дорогостоящих, по бумагам, ремонтов, а также идут на зарплаты представителей CNAM. На полис мы тратим примерно такие же деньги, как и в других странах, но там они используются во благо граждан, а в Молдове во благо определенных лиц, которые правят медициной.
Как избавиться от коррупции в медицине?
Проблема в том, что нынешняя система страхования выгодна большим чиновникам. Это большой лакомый кусок. Тем не менее со взяточничеством нужно бороться, например, повышать зарплаты врачей, создавать в больницах административные структуры, которые уже есть в частных клиниках, и пересмотреть использование медполиса.
Например, как?
Может, пора обратить внимание на практики других государств. В некоторых странах можно пойти к врачу, заплатить за услугу, а потом страхование возмещает деньги. Есть разные методы, но должно быть желание.
Материал разработан при поддержке проекта «Укрепление верховенства закона и механизмов борьбы с коррупцией в Республике Молдова», финансируемого совместно Европейским Союзом и Федеральным министерством экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуемого Агентством международного сотрудничества Германии (GIZ). Высказанные мнения представляют точку зрения авторов и не обязательно отражают позицию доноров и GIZ. Доноры и GIZ никак не влияют на выбор предмета расследования. Партнерами проекта в Регионе Развития Юг являются «Pro-Europa» и «REDI», которые реализуют проект «Содействие вовлечению гражданского общества в процессы построения антикоррупционной инфраструктуры в южном регионе Республики Молдова».
«Piligrim-Demo» в партнёрстве с АО «TARSMI» являются бенефициарами Программы местных грантов Европейского Союза и Федерального министерства экономического сотрудничества и развития Германии (BMZ) и реализуют проект «Нулевая толерантность к коррупции».