У каждого нашего читателя, наверняка, есть родственник или знакомый, который решил переехать за границу, чтобы увидеть и попробовать, так сказать, «лучшую жизнь». 29 июля власти Молдовы приняли закон об отмене пошлин для тех, кто вернется жить в страну. Журналист TUK Антонина Некит решила поговорить с уроженкой города Тараклия Лилией Калтакчи, которая переехала заграницу 12 лет назад. А также узнать почему она уехала из Молдовы, что, по ее мнению, должна предпринять власть для того, чтобы она вернулась обратно и почему так многие выбирает миграцию, нежели остаться дома.
Наше знакомство с Лилией произошло благодаря общей подруге-коллеге — пока мы беседовали о девчачьих штуках, я поняла, что мне необходимо рассказать историю Лилии, ведь она долгое время живет в Англии и приезжает в Молдову только в гости. Я подумала, что это отличная идея рассказать нашим читателям о том интересуется ли диаспора жизнью Молдовы, планирует ли она вернуться в родную страну и что могло бы ее заставить это сделать.
26-летняя Лилия Калтакчи, уроженка города Тараклия, дизайнер, владелица салона красоты и цветочного бизнеса в Англии. Она переехала в Лондон в 14 лет. До тех пор она училась в школе №3. Вся жизнь Лилии связана с творчеством и искусством, поэтому с малых лет она обучалась игре на фортепиано, год занималась игрой на скрипке и закончила художественную школу города Тараклия. В 14 лет Лилия переехала в Лондон и осталась там жить. «Так как я поменяла школу (девушка из второй школы города перевелась в третью — прим.ред.) мне казалась, что я нахожусь не в своей тарелке. Тогда я думала, что мне нужно было что-то больше, поэтому в 13 лет мне поступило предложение учиться заграницей, но увы, мои родители мне в этом отказали. Мы переждали год, и я уехала в Лондон, в 14 лет. Здесь я живу уже 12 лет», — рассказывает Лилия.
Переезд для Лилии был очень тяжелым, и в эмоциональном, и в психологическом плане, так как в Лондон она отправилась сама, без родителей, по предложению хорошего знакомого ее отца. По словам девушки, друг ее отца, помог ей с образованием и проживанием. «Честно, я поехала просто “наобум”, не знала ничего — ни английского, ни как живут люди, чем занимаются. Я пошла в школу только через два месяца, а до этого я просто жила с чужими людьми, которых я вообще не знала и старалась учить английский. И только пару лет назад, а быть точнее 2 года назад, ко мне переехала мама, с которой живем сейчас вместе», — рассказывает Лилия.
Главной целью ее переезда стало образование, которое на то время, да и сейчас, считается престижным. «Я рада, что мои родители поддержали мой выбор и помогли мне переехать», — говорит Лилия.
«В Англии я закончила университет по специальности дизайнер и архитектура, сейчас я работаю и планирую поступать в магистратуру на архитектора, также занимаюсь цветочным бизнесом и декорациями», — рассказывает девушка.
По словам Лилии, она не собирается возвращаться в Молдову, даже несмотря на недавно парламентом принятый закон, согласно которому молдавские граждане, прожившие за границей не менее трех лет, при возвращении на ПМЖ в Молдову, смогут ввозить личное имущество на родину с налоговыми льготами. «Я не слышала о льготах, честно, вообще ими даже не заморачиваюсь, потому что у меня и мыслей не было, чтобы вернуться в Молдову. Я не голосовала, так как не интересуюсь новостями, потому что считаю, что обычные люди своим голосом решить и изменить ничего не смогут. Наши желания никто никогда не услышит. И так как я больше половину своего осознанного возраста прожила в Англии, Лондон стал для меня больше, чем просто родным, и меня интересует политика здесь», — объясняет флорист.
По мнению Лилии, льготы для представителей диаспоры совсем не заманят людей обратно. «Как по мне, это не веская причина вернуться в Молдову, потому что здесь минусов больше, чем плюсов», — говорит девушка.
«То, что может дать мне Англия, не даст Молдова, так как здесь [в Молдове] не дают шанс развиваться новым талантам. Власти не помогают людям идти вперед, зарабатывать, заниматься любимым делом. Здесь есть перемены, но не в пользу людей. Самый главный минус — это низкие зарплаты, из-за чего некоторые люди не живут, а выживают здесь», — утверждает Лилия.
Лилия рассказала, что в Молдове ее держит только любимая бабушка и близкая подруга, к которым она часто приезжает в гости.
Более того, она считает, что ситуация в Молдове становится только хуже – цены повышаются, зарплаты низкие, нет возможностей расти и развиваться, труд обесценивается.
По данным Национального бюро статистики, с 2018 по 2022 годах численность населения в возрасте от 14 до 19 лет сократилась более чем на 5 тыс. человек, от 20 до 24 лет – почти на 46 тысяч, от 25 до 29 лет уменьшилось более чем на 43 тысячи. При этом, за 4 года, число людей в возрасте от 30 до 34 лет уменьшилась на 20 тысяч, по сравнению с 2017 годом. Основная причина, которая приводит к сокращению численности молодежи в нашей стране – это миграция.
Согласно исследованию, через 18 лет в Молдове останется ещё меньше молодёжи, а число тех, кому за 50, увеличится примерно на 10%. Потому что, 12,5% молодых людей работают за границей, а около 10% ищут работу.